История Мстёры

  • О. Модоров.
Мстерское половодье. 2013.
Холст, масло. 70х100
    О. Модоров.
    Мстерское половодье. 2013.
    Холст, масло. 70х100
  • А. Солодилов.
Март во Мстере. Снежные тропинки. 2013
Холст, масло. 79х99
    А. Солодилов.
    Март во Мстере. Снежные тропинки. 2013
    Холст, масло. 79х99
  • А. Солодилов.
Мстерка. Мостик в снегу. 2011.
Холст, масло. 80х100
    А. Солодилов.
    Мстерка. Мостик в снегу. 2011.
    Холст, масло. 80х100
  • Д. Холин.
Мстёра зимняя.Тёмные воды. 2011.
Холст, масло. 90х120.
    Д. Холин.
    Мстёра зимняя.Тёмные воды. 2011.
    Холст, масло. 90х120.
  • А. Блинов. Моросит во Мстёре. 2012.
Холст, масло. 50х65
    А. Блинов. Моросит во Мстёре. 2012.
    Холст, масло. 50х65
  • Н. Бритова.
Мстера весной. 2012.
Холст, масло. 48,5х66
    Н. Бритова.
    Мстера весной. 2012.
    Холст, масло. 48,5х66
  • А. Захаренко. Весенний вечер над Тарой. 2012.
Холст на картоне, масло. 50х60
    А. Захаренко. Весенний вечер над Тарой. 2012.
    Холст на картоне, масло. 50х60
  • Д. Маслов.
Городок провинциальный. 2013.
Холст,масло. 69х97
    Д. Маслов.
    Городок провинциальный. 2013.
    Холст,масло. 69х97
  • В. Хамков.
Поздняя осень. 2012.
Холст, масло. 85х90
    В. Хамков.
    Поздняя осень. 2012.
    Холст, масло. 85х90
Рейтинг публикации:
Полезность:

Немного истории

Н. Севастьянова 

   Земли, на которых расположена Мстера, с ХШ столетия входили в состав Стародубского княжества. К XV веку оно окончательно раздробилось на уделы. Мстерские земли во владение получил один из сыновей Фёдора Андреевича Стародубского, родоначальник князей Ромодановских – Василий по прозвищу Ромодан. Род Ромодановских был богат и знатен. Его представители не одно столетие занимали видное положение при великокняжеском и царском дворе, проявляли преданность государям, за что получали особые отличия, награды и пожалования.

   Духовным центром вотчины Василия Ромодановского с начала XVI в. стал мужской Богоявленский монастырь. Он и дал название расположившейся вокруг него слободе. Первое упоминание о Богоявленской слободе в документах относится к 1628 г. К началу XVIII столетия в слободе на реке Мстёре помимо мужского монастыря, ставшего родовой усыпальницей князей Ромодановских, в стенах «старого Иоаннова монастырька», сформировалась женская обитель – монастырь Святителя Иоанна Милостивого.

   В 1710 году Богоявленская слобода насчитывала 202 двора (более пятисот жителей), 57 торговых лавок, четыре мельницы, таможня и кабак. В этом же, 1710 году в Раздельной книге Богоявленской слободы, среди иных ремесленников, впервые были указаны иконописцы. Название Мстёра слобода получила в начале XIX века. Иконный промысел, которым Мстера известна на всю Россию, появившись в начале 18 века, своего расцвета достиг к середине XIX столетия. Почти каждый второй житель здесь был либо «богомазом», либо ремесленником, обслуживающим этот промысел. Во Мстере писались разные иконы: живописные, цветные, красные, подризные, подфолежные, подстаринные. Именно здесь появилось мануфактурное, или «конвейерное» производство икон: кто-то писал лики, кто-то одежду, кто-то золотил нимбы, а кто-то «доводил икону до ума» – исправлял все неточности и шероховатости. Это и позволило сделать мстёрскую икону доступной самым широким слоям населения.

   В 1862 году Иван Александрович Голышев открыл в Мстёре бесплатную рисовальную школу, где преподавал детям художественные предметы по образцу Строгановского училища в Москве. С 1889 года школа существовала уже под руководством Владимирского Православного братства святого Александра Невского. В 1902 году Мстерская иконописная школа перешла в ведение Комитета попечительства о русской иконописи. Программа школы, рассчитанная на четыре года, была предназначена для обучения рисовальной и живописной грамоте, традиционным приемам темперной иконописи и основам «греческой» иконографической традиции.

   В начале 20 века директором школы был назначен выпускник Казанской художественной школы Николай Константинович Евлампиев, до этого работавший в Палехе. Сюда, в российскую глубинку, в 1904 году он привлек к преподаванию своих друзей, студентов Петербургской Академии художеств, Николая Фешина и Константина Мазина. Константин Иванович Мазин был покорен красотой Мстерской природы. Здесь им была написана серия этюдов, ставшая основой дипломной картины «Начало весны», за которую он, по окончании Петербургской Академии художеств в 1906 году, получил звание свободного художника.

   В 1920 году Мазин, приехав во Мстеру, поселился здесь навсегда. Долгие годы он преподавал рисунок и живопись во Мстерской художественно-промышленной школе. Через его руки прошло множество молодых талантов, которым он отдавал свои знания и опыт. Молодежь с благодарностью постигала тайны живописи на примере пейзажей своего учителя, лучшим из которых свойственно лаконичное композиционное решение, плотная темпераментная живопись, точно переданное состояние природы.

   Вот как вспоминал своего учителя владимирский художник Ким Николаевич Бритов: «Мы благодарны Константину Ивановичу Мазину, учившемуся в Академии художеств у А.А. Киселева, ближайшему другу знаменитого Н.И. Фешина за то, что он сделал нас профессионалами станковой живописи».

   Мстера связана с именами многих прославленных владимирских художников. Здесь родился и в молодые годы жил Владимир Яковлевич Юкин – народный художник России, один из основателей владимирской живописной школы. К нему во Мстеру, начиная с конца 1940-х годов, любил приезжать на этюды Ким Бритов. В 1980-е годы он писал: «Мстерские окрестности с утопающими в зелени деревеньками с поэтическими названиями Черноморье, Исаковка, Осинки, Акиньшино все время вызывали у нас душевные и радостные волнения. Мы с глубоким интересом наблюдали различные состояния природы. С утра и до позднего вечера бродили с этюдниками, иногда прошагав километров до двадцати и написав всего навсего по одному этюду размером в ладонь. Помню, как засиживались у ручьев так, что не замечали, как весенний поток подбирался вплотную и уносил наши художнические принадлежности». Многие мстерские мотивы, написанные известными мастерами кисти, стали хрестоматийными для владимирского искусства.

   Всю жизнь прожил во Мстере Игорь Дмитриевич Юдин – один из старейших живописцев Владимирской организации Союза художников России. В начале 1950-х годов прошлого века он открыл для себя эти дивные места на Клязьме и на протяжении десятилетий воспевал их.

   В своих картинах Игорь Юдин умел показать эпический размах и силу родной природы. Его холсты до предела насыщены пространством, глубиной. Важную роль в его работах отводилась небу, покоряющему своей красотой и величием. Природа в картинах Юдина это храм, прекрасный и вечный. С таким же восторгом смотрели на мир и преображали его в свои чудотворные образы его предшественники – мстерские иконописцы.

   Одной из самых известных во Мстере является династия живописцев Модоровых, вышедшей из иконописцев. Прославленным советским художником и общественным деятелем был Федор Александрович Модоров, после войны занимавший пост ректора Московского художественного института им. В.Сурикова. Он всегда с удовольствием приезжал на родную землю, с большим вниманием относился к проблемам и нуждам художников-земляков, помогал им.

   Известным живописцем, представителем владимирской пейзажной школы был его племянник Николай Николаевич Модоров. Он родился во Мстере, никогда не терял связь с ней, бывал здесь на этюдах.

   Семейную династию продолжает в наши дни Олег Николаевич Модоров. Опираясь на традиции старших поколений, художник разрабатывает тему русской природы искренне, вдумчиво и правдиво. Для Олега поездки во Мстеру – не просто встреча с родной землей, это соприкосновение с традициями, живой родник, дающий неисчерпаемое вдохновение. В одном из газетных интервью художник говорил: «Во Мстеру меня тянет. Это видимо «зов крови», я там бываю каждый год. Думаю что впечатления детства, милые сердцу уголки природы делают нас настоящими людьми, стоят в основе нашего миропонимания. Знаете, Мстера для меня как пушкинское Болдино. Самые любимые мотивы мне дают окрестности Мстеры».

   Своеобразной «творческой Меккой» Мстера стала для художников еще в 1950-е годы. Учиться во мстерской Художественно-промышленной школе, практически единственном в то время художественном учебном заведении области, стремилась вся одаренная молодежь. Здесь начинали свой путь в искусство признанные мастера кисти: Ким Бритов, Николай Модоров, Валерий Егоров, Евгений и Владимир Телегины, Борис Французов.

   С юношеских лет они полюбили этот старинный поселок, имеющий неповторимое архитектурное лицо. Еще в середине XIX века на деньги местных купцов здесь были построены каменные торговые ряды. По периметру Базарной площади развернулась, характерная для больших торговых сел, застройка из одно-двухэтажных каменных домов с лавками и кладовыми в нижних этажах. Свои дома мстёрцы строили добротно и на века. Поражает разнообразие их архитектурной отделки. Дом Кибирева и фабрика Козлова построены в стиле классицизма, дом Козлова в стилистике модерна. Многие дома имеют эклектичное декоративное убранство, раскрывающее многогранность вкуса их хозяев.

   Выразительные силуэты Богоявленского монастыря, заливные луга, крутые берега рек, придают мстерским пейзажам особую одухотворенность. Художники, однажды побывавшие здесь, возвращаются в эти места за вдохновением – мстерские пейзажи присутствуют в творчестве многих мастеров живописи старшего поколения.

 

Комментарии

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Владелец:
Александр
Размещено:
10.01.2016
Категория:
ID публикации:
180

Выберите ваш город

Страна

Округ

Регион

Город